Во время недолгой оттепели блогеры рунета писали много и часто. Писали правду, писали выдумки, постили фотки и демотиваторы. На просторах свободного рунета родилось немало мэмов и других востребованных шедевров современности.  Блогеры и сайты объединяли вокруг себя единомышленников, это было весело, интересно и совершенно виртуально, но недолго… Ровно до тех пор пока длинные руки власти не дотянулись и до этой сферы общественной жизни необъятной страны.

Статья 29 Конституции отдельно взятой федерации, явно запрещает цензуру. Цензура в Конституции запрещена, однако существует множество фактов ограничения свободы распространения информации со стороны властей.

Что же произошло со свободным и гордым рунетом?

Борьба с блоггерами началась еще с 2006 года, но первые приговоры были достаточно мягкими, резонанс в обществе был звонким и сильным и произвола удавалось избежать. Но власть действовала системно, а с 2009 года вовсе решила изменить правила игры.

В апреле 2006 года Кемеровский суд приговорил 21-летнего студента Константина Строкольского к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год за то что в январе 2005 г. он разместил на своем сайте статью, посвященную кемеровским национал-большевикам, которую назвал «Самая конструктивная партия». Суд признал активиста виновным по части 2 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации») и части 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Это был первый приговор за сетевой экстремизм.

В мае 2009 года американская компания Cryptohippie, занимающаяся разработками в области IT-безопасности, опубликовала доклад на тему «Электронное полицейское государство», в котором выложила список стран наиболее подверженных интернет-цензуре. Рейтинг был составлен по 17 критериям свободы в сети, среди которых контроль за финансовыми операциями граждан, принуждение интернет-провайдеров к сбору данных своих пользователей, запрет шифрования, а также хранение государством собранных логов и данных. Россия заняла в нём 4-е место, пропустив вперед себя лишь Белоруссию, Китай и Северную Корею.

В конце июля 2009 года ФСБ выступила одним из инициаторов запрета в России сервиса IP-телефонии Skype из-за того, что он не поддается прослушиванию, так как не подключен к СОРМ. Но затем спецслужба объявила, что располагает «технологическим решением» для прослушивания Skype.

В сентябре 2009 года Минюст выступил с предложением ужесточить наказание за несанкционированный доступ к государственным сайтам, а также изменить порядок регистрации доменных имен в зоне .ru. По новым правилам потребуется подтверждение данных о лицах, регистрирующих доменные имена, а провайдеры будут обязаны предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и оказанных им услугах. Кроме того, впервые в российской практике органы получат право требовать от провайдера приостановить оказание услуг для конкретных пользователей, а невыполнение подобного решения будет наказываться крупными штрафами.

6 декабря 2009 года крупный WiMAX-провайдер Yota (Скартел) временно заблокировал для пользователей Москвы ряд сайтов, которые можно в той или иной мере назвать оппозиционными. Среди них официальные сайты Гарри Каспарова, движений НБП, Солидарность и Объединённый гражданский фронт, а также интернет-изданий The New Times и Кавказ-центр. Ко всему прочему, недоступен оказался и сайт Президента России. В самой компании временную невозможность попасть на указанные сайты объяснили техническими проблемами, в том числе — со стороны самих сайтов.

10 мая 2011 г. Верховный суд РФ в своем определении № 58-Впр11-2 по иску прокурора г. Хабаровска к ЗАО «Транстелеком-ДВ» (интернет-провайдеру) об ограничении доступа к странице сайта, на которой были размещены признанные экстремистскими материалы об НБП указал, что, несмотря на отсутствие законов, предусматривающих конкретный порядок и условия ограничения доступа к интернет-сайтам, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистский материал и техническая возможность это сделать у провайдера имелась. Верховный суд отменил решения нижестоящих судебных инстанций, отказавших прокурору в удовлетворении иска, и направил дело на новое рассмотрение.

27 июля 2012 журналист и блогер Олег Козырев, и ряд других блогеров сообщили, что Билайн заблокировал сайт Алексея Навального «Добрая машина правды». На сайте техподдержки оператора написано следующее: «Данный ресурс заблокирован по решению органов государственной власти».

28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-ФЗ. С 1 ноября начал функционировать реестр сайтов, запрещённых в российском сегменте сети интернет.

1 августа 2014 г. вступил в силу Закон о блогерах – российский федеральный закон, обязывающий авторов интернет-ресурсов (сайтов, блогов и пр.) с аудиторией «свыше 3000 пользоваетелй в сутки» регистрироваться в Роскомнадзоре и накладывающий ряд ограничений на содержимое этих ресурсов.

По состоянию на август 2014 года общее количество интернет-ресурсов, подвергавшихся блокировке за все время составило уже более 151393. Многие из них заблокированы полностью из-за нескольких статей или изображений.

Ну и немного свежей аналитики от Freedom House за 2013 год: по индексу свободы прессы Россия занимает 176 место в списке 197 стран (в 2011 году она занимала 173 место из 196 стран), находясь на одной строчке с таким странами как Демократическая Республика Конго, Гамбия и Зимбабве. За пять лет с 2006 по 2011 год, согласно тому же докладу, ситуация в России значительно ухудшилась. Согласно докладам FreedomHouse Россия относится к странам где свобода прессы отсутствует.

Screen Shot 2014-08-06 at 10.11.13

Кто виноват и что делать?

Юрисконсульт, менеджер интернет-проектов, Наталья Галдецкая: “Информацию нужно хранить в стране, где есть защита права собственности и прав человека. Если мы говорим о личной информации или о сайте, то при выборе нужно обратить внимание на 3 вещи: надежность (страна размещения, uptime), удобный для вас язык обслуживания,  гарантии качества (SLA, компенсации). В случае размещения почти в любой стране мира “власти” все-равно смогут заблокировать ваш сайт для жителей любой отдельной страны, если контент противоречит местному законодательству, но остальные пользователи Интернета будет видеть все содержание сайта. А вот если размещать сайт на территории России, то его могут заблокировать и  закрыть, и даже изъять сервер с информацией без вашего ведома. Если выбор стоит между Европой, Россией, Украиной и Болгарией, то выбор однозначно стоит отдать любой стране, кроме России.”

Алексей Акулов, директор Ekvia.com: “Да, тенденция борьбы со свободой слова пугает. Именно поэтому для наших клиентов мы разработали и реализовали несколько вариантов размещения серверов. Виртуальный сервер может находится в Украине или в Болгарии. Клиент сам может выбрать в какой стране будет находится его информация и работать с сервером при помощи специальных приложений с любой точки мира. Все документы мы оформляем онлайн, оплата тоже происходит онлайн. Мы сотрудничаем с клиентами и партнерами во многих странах мира и язык интерфейса панели работает на 4х языках, мы регистрируем домены в сотне доменных зон.”

Сергей, системный администратор Ekvia.com: “Если говорить о блогерах, то они переезжают на  аналогичные сервисы, но с серверами и владельцем за границей. Есть множество хороших платформ для блогеров и новостных лент, есть хостинг устойчивый к атакам, есть “голые серверы”, есть готовые сервисы и услуги.  Все зависит от задач. Например, есть множество прекрасных сервисов блогов с установленным набором программ – tumblr.com, Gurkit.com – blog&shop, http://blogpost.com/

Наши эксперты готовы обсудить ваш опыт и ответить на любые вопросы в комментариях!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *